В 2000 году канадские эстеты от дэт-метала продолжают свое чудное дело, выпуская альбом «Warp Zone». Какие же изменения в творчестве группы принес порог нового века? Первое, что бросается в глаза, это внушительное сокращение продолжительности альбома (на целых 10 минут короче, чем диск 1997 года). Изменения в музыке тоже налицо. На «Warp Zone» она отчетливее ближе к слушателю, музыканты не идут на компромиссы, но и не ставят никаких дополнительных барьеров для него. Вернее, и так и этак. Дэт более скоростной и раздолбайский, драйва и деструктивности заметно прибавилось, но от этого он не стал ничуть менее «умным». Martyr по-прежнему верны себе и уже с самого первого номера заряжают вас энергией и одновременно активизируют вашу перцептивно-мыслительную деятельность (или то же, но в другом порядке). Количество резких переходов и мозгодробильных риффов возросло, но уравновесилось мягкостью и рефлективностью отдельных гитарных и басовых партий. В саунде группы появилась и ярко выраженная душевность, проникновенность, по сравнению с довольно сухим языком изложения материала на «Hopeless Hopes». Здесь же жонглирование риффами не исключает наличия какой-то притягательной атмосферы, что будет особенно заметно в конце альбома. По сравнению с «Hopeless Hopes», как мне кажется, усилилась роль баса и ударных. Патрис Хэмелин всей своей неугомонной деятельностью напомнил о том, что такое ударник для прогрессивной музыки – это острый глаз и точная рука (и нога), и это естественно накладывает ответственность и на слушателя, моральный долг которого – не пропустись ничего мимо своих ушей, не растерять эти шикарные дары ритма и аритмии. И прописана ритм-секция, кстати говоря, значительно лучше, чем раньше. Сравнительное новое для Martyr на этом альбоме то, что их музыкальные номера теперь не всегда раскачиваются, а, бывает, и сразу бросаются с места в карьер техники и эмоций – примером тому импрессионистически небрежные, но полноцветные риффы во вступлении “Virtual Emotions” на фоне ускоряющихся бас-бочек. В этой композиции не могу не отметить также общую оптимистическую тональность, находящую отражение в самой ее структуре, и великолепное исполненное гитарное соло. Прямо-таки воплощением мудрости является песня “Carpe Diem”, в которой слушатель словно проносится посредством музыки на волнах времени, а в качестве награды получает возможность поймать момент вознесения на вершину гитарного мастерства великолепного Дэна Монгрэйна. А “The Fortune-Teller” музыканты, вероятно, намереваются компенсировать техническую разреженность предыдущей песни и устраивают настоящий прогрессивный погром, сообщая этой композиции сумасшедший темп музыкальных изменений и обычную для себя крайнюю нестабильность ритма, позволяя себе в очередной раз продемонстрировать сияние безумия гитар. “Retry Abort Ignore” большее внимание отводит языку баса и потому звучит более джазово, чем какая-либо другая. Но главный сюрприз нас ждет в последней композиции “Realms of Reverie”, которая вполне может претендовать на звание одной из красивейших и мудрейших в жанре техно-дэт-метала. Если в первой части дэт еще слишком лихо закручен и теплые краски только обозначиваются, то во второй музыка гуманизируется и посредством гитарного соло становится невероятно атмосферной и ностальгической. Вся музыкально-философская концепция этого номера дополняется монументальной декламацией всеведущего летописца Люка Лемэя. Ах, вот на таком и надо заканчивать, таких людей и надо приглашать! Занавес со слезами на глазах...
Первый и второй альбомы Martyr сравнивать и оценивать непросто, но мой выбор в пользу «Warp Zone» обусловлен любовью к нему именно как к более динамичному и играющему в большей степени на чувствах, а не на разуме альбому.