1997 год подарил нам первую ласточку от Martyr – кудесников канадского техно-дэта. Группа играет замечательный, композиционно разнообразный и инструментально подкованный дэт-метал с непременным использованием изощренных музыкальных размеров. Martyr не бросаются в водоворот сложности… Нет, вру, они сложны, но вместе с тем аккуратно и деликатно преподносят свое мастерство. Разумная организация музыкального пространства прослеживается по всем направлениям: две гитары согласованно пилят и мастерски отрабатывают самые сложные детали, бас традиционно проходит внушительной линией, мостом между гитарами и ударными, а сами ударные мобильны и всегда незамедлительно находят ключ к новому движению инструментальной мысли. Искусству гитарного солирования здесь дан простор: Монгрэйн закатывает пространные соляки со всей широтой канадской души (например, то, что в “Elementals”, имеет продолжительность чуть меньше 1,5 мин.), отличающиеся неизменной утонченностью. Вообще диапазон гитарных оттенков на «Hopeless Hopes» широк, но это всегда какое-то совершенно не дэтстерское изящество – понятно, что Martyr не хотят казаться чернорабочими от дэта, и, по крайней мере, прилюдно свои фраки/смокинги (в музыкальном смысле) не снимают. Оценить вокальную работу на этом альбоме непросто: Монгрэйны явно уделяют больше внимания музыке и не пытаются при отсутствии врожденной выработать какую-то искусственную харизму. Голоса Дэна и Франсуа то ассимилируют, то, напротив, расходятся по высоте. Но если места, где звучит скрим, еще как-то задевают, то более низкий вокал скорее производит впечатление лишь слегка рассерженного, но добродушного. И в дальнейшем немногое в этом плане поменяется, но осуждать за это музыкантов, по меньшей мере, глупо.
Пришло время коснуться самого материала. Из особо понравившихся мне композиций считаю необходимым отметить: предлагающую многообразные комбинации риффов на идеальной в техническом плане ритм-гитарной основе “Prototype”, “Non Conformis” со спокойным гитарным лейтмотивом и осторожными джазовыми выкладками и другие, которые я распишу чуть подробнее. Более четкое выражение техно-дэтовское лицо Martyr получает в “Ostrogoth”: сначала мы наблюдаем, как постепенно из отдельных элементов строится целостный движущийся и развивающийся гитарный монолит, затем перед нами проносится еще не один каскад хитрых риффовых построений, а во второй половине песни на фоне гитарного разогрева идет небольшая импровизация на ударных. Одна из самых продолжительных песен на альбоме – “The Blinds Reflexion”, где развиваются распространенные в техно-дэте мотивы неизвестности и загадочности, отраженные в игре баса, ударных и гитар; отличная иллюстрация для искусно закрученной интриги, хотя настроение композиции вовсе не однокрасочно. “Inner Peace” и “Ars Nova” я опущу (но никак не могу забыть легкую игру шустрыми риффами в начале 8-ой песни), несмотря на то, что они ничем не хуже предыдущих, но уделю внимание тому, чем заканчивается «Hopeless Hopes». Финал альбома неожиданно психоделичен, что выражается в коллективном сумасшествии гитар под массивную ритм-секцию. А последнюю минуту с лишним нам играют эксклюзивную мелодию с открывающего трэка будущего «Warp Zone», правда, в акустической версии.
Как и следующий опус коллектива, этот диск многослойный, с множеством аппетитных начинок, и, конечно же, всю прелесть музыки, все его «хиты» в техно-дэтовом смысле вы раскусите не сразу, а будете постигать их в зависимости от степени испорченности хитами традиционными. И все же мне кажется, что «дожать» музыканты смогли только на альбоме 2000 года, где и разошлись вовсю…